Развлекательный туризм в странах мира. Достопримечательности.

"Арктика" на Северном полюсе


В 1977 г. весь мир облетело сенсационное известие о том, что советский атомоход "Арктика" под управлением капитана Ю. О. Кучнева впервые в мировой истории освоения Севера в надводном плавании достиг вершины нашей планеты, точки, которая не имеет на географической карте долготы, а обозначается лишь одним измерением - последним, девяностым градусом северной широты. Это выдающееся достижение науки и техники, о котором мечтали многие ученые.


Атомоход вышел из Мурманска 9 августа 1977 г. Исходя из сложной ледовой обстановки, он двигался к полюсу не прямо "в лоб", а в обход наибольшего нагромождения ледяных полей, достигавших до 4 м толщины. Поэтому, как вы можете посмотреть по карте, обогнув Новую Землю с севера в районе пролива Вилькицкого и Новосибирских островов, он пересек южную кромку льда в восточной части моря Лаптевых и лишь оттуда взял курс на Северный полюс.


 17 августа в четыре часа по московскому времени "Арктика" достигла Северного полюса. 2535 морских миль она преодолела за 178 часов. Как дань светлой памяти отважных отечественных и зарубежных мореплавателей, которые погибли, пытаясь достичь вершины планеты, на флагштоке была укреплена уцелевшая часть древка флага экспедиции Г.Я.Седова. На дно Ледовитого океана опустили памятную доску. Осуществив "кругосветное путешествие" вокруг полюса, атомоход направился в Мурманск, куда прибыл 22 сентября. Обратный путь проходил по прямому маршруту и занял 121 час. А весь этот необычный поход туда и обратно завершился за 13 суток.


Успешная экспедиция советского атомохода к Северному полюсу явилась результатом многолетней работы моряков, полярников и летчиков по исследованию Центрального Арктического бассейна, начатого отважной четверкой папанинцев. Она открыла новые возможности освоения высокоширотных трасс и продления сроков навигации в Северном Ледовитом океане.


Через 10 лет вершины планеты достигла новая высокоширотная экспедиция на атомоходе "Сибирь". На сей раз она двигалась из Мурманска кратчайшим путем прямо на север, преодолев в тяжелых льдах свыше 1000 морских миль (2000 км). Произошло это 25 мая 1987 г. Плавание еще одного атомохода - убедительное свидетельство того, что отныне Северный Ледовитый океан доступен морякам в любое время и в любых погодных условиях. Летом 1990 г. новый атомный ледокол "Россия" достиг географической точки Северного полюса уже с туристами. Некоторые из них отважились искупаться на вершине Земли. А в августе 1994 г. на Северном полюсе высадился огромный детский десант из 3000 человек, доставленный сюда атомоходами.


Полярные Одиссеи


История освоения Арктики в последние годы обогатилась новыми географическими маршрутами, проложенными молодыми энтузиастами. Впервые в мире отважная семерка спортсменов-лыжников, участников высокоширотной экспедиции газеты "Комсомольская правда" во главе с Дмитрием Шпаро стартовала 16 марта 1979 г. с острова Генриетты в группе Новосибирских островов, а 31 мая достигла Северного полюса. За 76 дней было преодолено 1500 км тяжелого пути по льдам с их торосами, опасными трещинами и разводьями в условиях постоянной стужи. Ведь еще известный покоритель Южного полюса норвежский исследователь Руал Амундсен сказал, что "человек может привыкнуть ко всему, но не к холоду". Во время экспедиции группы Д. Шпаро наиболее низкая температура воздуха достигала -45 гр.С, а наиболее высокая -10 гр.С.


Но особенно трудными были последние километры пути, и не столько потому, что смельчаки выбивались из последних сил, сколько из-за густого непроглядного тумана, которым Арктика встретила их на подступах к самому полюсу, как бы пытаясь "спрятать" его и еще раз проверить стойкость и мужество путешественников. Это обстоятельство, конечно, добавило им трудностей. Ведь в отличие от Южного полюса, который, как известно, расположен на материке Антарктида и обозначен особым столбиком, северный его побратим находится прямо среди океана над глубиной свыше 4 км. Конечно же никакого столбика на постоянно дрейфующих льдах нет, так как при всем желании пробыть долго на полюсе невозможно: лед все время двигается. Определить же географическое положение полюса можно только при помощи Солнца. Потому в тумане путешественники даже прошли было эту символическую точку вершины нашей планеты, и только внезапно появившийся солнечный луч позволил ее определить.


Так отважные путешественники - Д. Шпаро, Ю. Хмелевский, В. Леденев, А. Мельников, В. Рахманов, В. Давидов и В. Шишкарев, преодолев все препятствия, впервые на лыжах достигли точки Северного полюса. Они выполнили большой объем научной работы и внесли значительный вклад в сокровищницу наших знаний об Арктике, об условиях жизни человека в необычно суровых ее условиях.


Выдающийся путешественник норвежский ученый Тур Хейердал, говоря о значении этой экспедиции, отметил: "То, что сделали Шпаро и его товарищи, займет почетное место в истории исследования и покорения Арктики".


Зимой 1986 г. группа Д. Шпаро осуществила новый беспримерный лыжный переход по льдам Ледовитого океана. На этот раз с 29 января по 7 марта т. е. всего за 38 дней во тьме полярной ночи смельчаки прошли расстояние более чем 700 км, которое разделяло тогда дрейфующие станции "Северный полюс 26" и "Северный полюс 27". Они пересекли так называемый Полюс относительной недоступности - условную точку, которая считается равноудаленной от всех самых северных точек материков Евразии и Северной Америки. Расположена она в центре обширной труднодоступной области в 1300 км на северо-восток от ближайшей к ней земли острова Врангеля.


Вряд ли нужно говорить, что это был плохо исследованный район, о котором среди ученых продолжительное время велись споры. Одни из них твердили, что здесь находится неизвестная Земля Гарисса, подобие мифической Земли Санникова, другие - что здесь полностью отсутствует какая-либо жизнь, третьи, что, наоборот, на Земле Гарисса существует жизнь. Только в апреле 1941 г. известный летчик И. Черевичный трижды совершил беспримерные посадки своего самолета в этом районе прямо на ледяное поле, установив, что никакой земли здесь нет. Дальнейшие исследования этой области прервала Великая Отечественная война.


И вот через 45 лет обширный район, прилегающий к Полюсу недоступности, в сложных условиях полярной ночи при сильной стуже, преодолевая на пути многочисленные замаскированные снегом разводья и трещины, пересекла с востока на запад экспедиция Д. Шпаро.


"Полюс недоступности стал доступным, - объявили смельчаки по своей радиостанции 15 февраля. - Его координаты 84 гр. с.ш. и 175 гр. з.д". После краткой передышки отважные исследователи двинулись к конечному пункту своего маршрута - станции "Северный полюс 27", которого достигли 7 марта. Итак, 11 смелых еще раз доказали, что длительные переходы по дрейфующим льдам в самом сердце Арктики, после соответствующей подготовки, возможны в любое время года. В историю освоения Севера вписана еще одна географическая страница.


А в 1988 г. Д. Шпаро во главе группы российских и канадских лыжников осуществил еще один необычный, на сей раз самый протяженный, трансарктический супермарафон от берегов России через Северный полюс до берегов Канады. После длительных тренировок для определения окончательного состава интернациональная группа из 9 россиян и 4 канадских лыжников во главе с Д. Шпаро покинула мыс Арктический на острове Средний в группе Новосибирских островов и двинулась в беспримерный трансарктический переход к канадскому мысу Колумбия на острове Элсмира. Впервые им предстояло преодолеть свыше 1800 км ледяной пустыни.


В состав группы на сей раз входило 13 человек: врач Максвелл Бакстон, инженер Александр Беляев, инженер Ричард Вебер, священник Лоуренс Декстер, художник Федор Конюхов, научный работник Владимир Леденев, врач Михаил Малахов, инженеры Анатолий Мельников и Анатолий Федяков, математик Юрий Хмелевский, программист Кристофор Хеллоуэй, рабочий Василий Шишкарев и преподаватель Московского института стали и сплавов Дмитрий Шпаро.


Так началось "сооружение" полярного моста между Евроазиатским и Североамериканским континентами, между бывшим СССР и Канадой. У каждого за плечами был безразмерный рюкзак весом более 50 кг. К тому же суровая северная погода уже с первых дней похода продемонстрировала все свои "прелести". Сначала кружила беспросветная арктическая пурга, а затем установилась солнечная погода с морозами за 30 гр.С и "свежим" попутным ветерком, подгоняющим в спину. Время от времени приходилось преодолевать многочисленные торосы. 25 апреля смельчаки достигли промежуточного рубежа - Северного географического полюса, где им организовали теплую торжественную встречу прилетевшие сюда многочисленные представители общественности. Естественно, на таком почти полуторамесячном тяжелом пути не обошлось без трудностей: ломались лыжи, кое-кто был обморожен... но температура поднялась до -15 гр.С.


На полюсе состоялся митинг, после чего по установившейся традиции, взявшись за руки, все пустились в "кругосветное путешествие" вокруг земной оси. С самолета АН-74 на парашюте была сброшена коробка с "Киевским" тортом и цветами.


В обращении участников трансарктической экспедиции к людям Земли говорилось: "Мы представляем разные страны, разные народы, разные политические системы... Но нас объединяет общая цель. У нас одна палатка, мы едим одну пищу, подвергаемся одним и тем же трудностям, прокладываем одну лыжню. У нас одна общая цель: соединить дорогой дружбы два континента, две страны - Россию и Канаду. Мы на Северном полюсе. Пусть эта замечательная точка всегда объединяет, а не разделяет людей, объединяет, а не разъединяет страны. Пусть Арктика станет местом доброго сотрудничества, и Северный полюс будет полюсом дружбы. Пусть на Земле торжествует мир".


После двухдневного отдыха, 29 апреля, отважные путешественники начали свой путь с вершины планеты уже на юг, к берегам Канады.


"Идти вам теперь будет легче", - говорили им в напутствие. - "Если раньше вы шли в гору, то теперь - под гору".


Круглые сутки светило солнце. Потеплело. Морозы не превышали 10, а иногда даже 5 гр.С. Зато значительно чаще появлялись полыньи, которые нужно было обходить, а это приводило к неожиданностям на маршрутах. К тому же группу сносило дрейфом к западу и постоянно нужно было вносить коррективы, преодолевая лишние километры.


Когда до Земли оставалось всего лишь несколько десятков километров, поступило сообщение, что впереди широкая полоса чистой воды. Это угрожало значительными трудностями членам экспедиции. Ведь у них была лишь одна аварийно-спасательная лодка и небольшой челнок. Однако, к счастью, лодок не потребовалось - ледяные поля сомкнулись, правда, образовав высокие торосы. 1 июня участники трансарктического перехода достигли канадского острова Уорд-Хант, что несколько удлинило маршрут, успешно преодолев ледяную пустыню.


В оценке этой необычной экспедиции, на наш взгляд, многое можно начать со слов "впервые".


Впервые на одном маршруте пройдено почти две тысячи километров на лыжах по дрейфующим льдам.


Впервые в истории освоения человеком Арктики лыжня соединила два противоположных континента - Западное и Восточное полушария.


Впервые выполнен уникальный комплекс медицинских исследований с участием научных центров двух стран - России и Канады.


Среди членов экспедиции царили сплоченность, дружба и взаимопомощь, успешно преодолевался языковой барьер.


Таким образом, беспримерный лыжный переход из России в Канаду достойно завершил многолетние арктические эпопеи, проводившиеся во главе с Д. Шпаро.


Cлавный подвиг осуществили молодые участники еще одной полярной трансконтинентальной экспедиции. 6 ноября 1982 г. с мыса Уэлен, находящегося на полуострове Чукотка, на крайнем востоке Евразии на берегу Берингова пролива, разделяющего материки Евразии и Северной Америки, на собачьих упряжках курсом на запад двинулась шестерка путешественников. Кроме ее руководителя С. Самойлова, научного сотрудника Уральского филиала Академии наук, в нее входили П. Ардеев, Ю. Борисихин, В. Карпов, В. Рыбин и П. Смолин.


Впервые предстояло преодолеть большой путь длиною в 10 тыс. км, двигаясь на запад вдоль арктических берегов России до самого Мурманска. И все это в условиях суровой арктической зимы с ее морозами, часто со шквальными ветрами, к тому же частично в полярную ночь. Тем не менее, время для экспедиции было выбрано наилучшее. Ведь летом из-за бесчисленных болот, озер и рек, лишенных ледяного покрова, и туч назойливых и хищных насекомых-гнусов, находиться здесь, да еще при этом преодолевать такие большие расстояния, было бы невозможно. Вездеходы такого длительного пути не выдержали бы, к тому же понадобился бы огромный запас горючего. Поэтому был избран наиболее надежный и безотказный вид транспорта - собачьи упряжки. Но как поведут себя эти преданные животные в условиях длительного постоянного движения? Обстоятельства осложнялись еще и тем, что типичные горожане, члены экспедиционного отряда, за исключением одного П.Ардеева, не имели никакого опыта в управлении нартами. Но люди и собаки быстро подружились и хорошо понимали друг друга. Как полноправные члены экспедиции, животные вместе с людьми мужественно преодолевали все трудности, которые возникали во время необычного путешествия.


Значительную часть пути путешественники прошли пешком, помогая собакам на сложных участках маршрута тащить тяжелые нарты, а когда снег доходил до груди, а мороз до -45 гр.С, двигались на лыжах впереди, прокладывая путь собачьим упряжкам.


В один из таких переходов у врача группы В.Рыбина так крепко примерзла к лицу специальная утепляющая маска, что пришлось снимать ее... вместе с кожей.


Временами, когда из-за снежной круговерти полностью исчезала видимость на расстоянии вытянутой руки, выручали собаки.


Пользуясь опытом местного населения, члены экспедиции все время питались одной пищей: ели сырую струганую рыбу, разрубленное на кусочки мясо моржей, нерп, тюленей. Даже при температуре -46 гр.С и ветре скоростью 24-25 м в секунду они никогда не пользовались палатками и спали вместе с животными на открытом воздухе, зарываясь, где можно, в снег. Но это не всегда спасало от холода. Уже приблизительно через час приходилось вставать и отплясывать традиционную "чечетку".


К тому же, все время нужно было заботиться о собаках, присыпать их снежным одеялом, чтобы не замерзли, осматривать, не запутался ли кто из них в постромках, или просто поддерживать лаской. И вот так еженощно. С несколькими "танцевальными перерывами" и заботой о "братьях меньших", путешественники спали всего 3-4 часа. Один раз в жестокую пургу им пришлось пролежать в снегу более полутора суток - целых 38 часов! Переносить мороз хорошо помогала одежда из шкур - ненецкая малица. Однако, невзирая на трудности этого похода, никто из путешественников не болел. Чтобы собаки не поранили лапы на твердом обледеневшем снежном насте, их часто приходилось "обувать" в специальные мягкие сапожки. А с наступлением относительного тепла на последнем этапе пути от устья Печоры пришлось сменить нарты на специальные возки на колесах. Водные преграды преодолевали в надувной лодке. Белое море переплыли на пароходе.


Основной научной целью экспедиции были медико-биологические исследования состояния людей и животных в экстремальных условиях, когда они постоянно находились под открытым небом в многомесячных переходах. Поэтому участники экспедиции систематически вели дневники и наблюдения за поведением своих товарищей и собак.


Принимая 4 июля 1983 г. в Мурманске рапорт об успешном завершении трансконтинентального похода, руководитель оргкомитета и вдохновитель этой экспедиции, знаменитый полярник, доктор географических наук И. Д. Папанин отметил особое мужество ее участников. И действительно, пройдя за 8 месяцев (240 дней) 10000 км, т. е. почти половину протяженности полярного круга с крайнего востока на запад вдоль арктических берегов нашей страны, и мужественно предолев трудности, молодые энтузиасты проявили необычайную целеустремленность в достижении цели и продолжили героические традиции русских землепроходцев. Столь продолжительного перехода, да еще в неблаго-приятных, суровых условиях Арктики, до этого не осуществила ни одна экспедиция. Трансконтинентальный поход, как и походы по льдам Ледовитого океана группы Д. Шпаро, расширили представление о возможностях человека.

Другие статьи
Мероэ
Рекордные кругосветные эпопеи
КОРСИКА остров, Франция п.Аяччо
Три сестры (Three Sisters) водопад
Видео о Тринидаде и Тобаго
Лондон London eye - самое высокое колесо обозрения в мире
СИЦИЛИЯ остров, Италия п.Мессина
НУАКШОТ столица Исламской Республики Мавритания, государства на северо-западе Африки
Беларусь ПРИПЯТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК
Уганда SEMULIKI NATIONAL PARK
Выбрать. Полезные товары для путешествий.
Весы для багажа для путешествий
Замки для багажа для путешествий
Кейсы
Конверты для путешествий
Маски, наборы для сна для туристов
Несессеры для туристов, кошельки
Обложки для паспорта для туристов
Подушки для туристов
Брелоки для путешествий
Мультитулы для путешествий
Чехлы для путешествий
Рюкзаки для путешествий
Сумки для путешествий
Универсальные переходники для туристов
Бирки на чемоданы для путешествий
Чемоданы туристические
Чехлы для чемоданов туристических
Альпинистские карабины, скалолазание
Каски альпинистские, скалолазание
Магнезия мешки альпинистские
Аптечки туристические
Бинокли туристические
Герметичные компресионные мешки
Горелки туристические, обогреватели
Грелки туристические
Зажигалки туристические
Компасы туристические, курвиметры
Лопаты туристические
Металлоискатели
Аксессуары для ножей
Мачете туристические
Мультитулы туристические
Туристические наборы ножей
Ножи туристические
Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.
2006 Copyright © World-Tours.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Занимательная география туризма. Геозагадки. Сокровища, клады. Достопримечательности. Экзотический туризм, развлечения туристов, экстримальный походный туризм. Тонкости туризма, полезные советы туристу. Бронирование отелей. Товары для туризма и спорта.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт Партнёрская программа для магазинов.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования