Загадки планеты Земля, занимательная география.

Проблема Северо-Восточного морского пути

Почти одновременно с вопросом о Северо-Западном морском пути из Европы в Китай и Индию возник второй: как далеко к северу простирается Азия и возможно ли вдоль ее берегов пройти из Атлантики в Тихий океан, найти Северо-Восточный морской путь?

Во второй половине XV в. пройти на Восток Северо-Восточным морским путем неоднократно пытались англичане и голландцы. В Англии было создано «Общество предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже доселе (северным) морским путем не посещаемых». На средства этого общества плавали в 1553—1554 гг. Ричард Чёнслер и Хью Уиллоби, в 1556 г. Стивен Баррбу, Артур Пет и Чарлз Джекмен в 1590 г., но их корабли доходили лишь до Мурманского побережья или до Новой Земли.

Трижды ходил на Восток голландец Биллем Баренц в 1594—1596 гг. Его корабли пытались пробиться на восток и южнее и севернее Новой Земли, но все три раза пройти в Карское море ему не удавалось. В третьем плавании Баренц обошел мыс Желания, но вынужден был зазимовать в Ледяной гавани. Весной 1597 г., возвращаясь к материку, Баренц скончался.

В плаваниях в Арктике немалую помощь англичанам и голландцам оказывали русские поморы, иногда спасая мореходов от неминуемой гибели.

Барроу в отчете о своем плавании указывал на выдающиеся достижения русских поморов, которые на своих ладьях и кочах нередко уходили на север почти до 80-й параллели. Им хорошо были известны воды северных морей до Груманта (Шпицбергена) на западе и Новой Земли на востоке.

В конце XVI в. русские уже регулярно плавали к устью Оби, а может быть, и Енисея. Вскоре же после похода Ермака (1581—1584) в низовьях Оби были построены Березовский городок и Обдорск (ныне Салехард), а затем на реке Таз — Мангазейский острог. Долгое время они служили портами для отправки пушнины морем в Архангельск, а оттуда в Москву. В начале XVII в. русские мореплаватели нередко доходили до устья Енисея и до реки Пясины. Тем временем русские землепроходцы продвигались на восток и по суше и по рекам Зауралья. Они прошли всю Западную Сибирь.

В 1622—1623 гг. от Енисея прошел вверх по реке Нижней Тунгуске отряд под командованием землепроходца Пенды, перевалил через водораздел и вышел к реке Лене.

В 1632 г. енисейский сотник Петр Бекетов заложил Якутск, а через 10 лет отряды казаков спустились до устья Лены; отсюда Иван Ребров прошел морем на запад до реки Оленек, а Илья Перфирьев— на восток до реки Яны. Вскоре кочи землепроходцев стали доходить до реки Анабар и на восток — до Индигирки. «Служилый человек» Михаил Стадухин «со товарищи» прошел к устью Колымы и в 1644 г. заложил Нижне-Колымский острог.

Самый трудный участок Северного морского пути в обход Таймырского полуострова был пройден морской экспедицией около 1620 г. Остатки зимовья этой экспедиции были найдены полярниками в 1940 г. на острове Фаддеевский и на материке в заливе Симса. Тут были развалины хижины, остов судна, посуда (медные котлы), компас, куски кожи, монеты начала XVII в. и даже обрывки полуистлевшей «жалованной грамоты». Кто именно шел морем на восток — пока еще не разгадано.

Открытие последнего участка Северо-Восточного прохода в Тихий океан связано с именами Семена Дежнёва и Федота Попова. В 1647 г. они участвовали в плавании на восток от Колымы. Плавание было неудачным: непроходимые льды преградили путь. В следующем году (1648) было снаряжено семь кочей с командой 90 человек. Два коча разбились о льды во время бури. Люди вышли по льдам на берег, но все погибли от голода.

Вскоре в Чукотском море отбились и пропали без вести еще два коча. Когда оставшиеся три коча дошли до мыса «Большой каменный нос», о скалы разбился еще один из них. Люди едва спаслись и разместились на уцелевших кочах Дежнева и Попова. Коч Дежнева за мысом повернул к югу; после жестокого шторма его выбросило на берег у скалистого подножия Корякских гор. Двенадцать человек дошли до реки Анадырь и с великими лишениями перезимовали в ее устье. Коч Попова отнесло бурей далеко к югу. Федот Попов высадился на Камчатке и зимовал, вероятно, близ устья реки Камчатки, а весной ушел в море. Кочи Дежнева и Попова впервые в истории прошли из Ледовитого океана в Тихий проливом, ныне носящим имя Беринга.

Русские мореходы и землепроходцы обследовали, таким образом, все северное побережье Евразии и омывающие его моря. Вклад, внесенный ими в летопись Великих географических открытий, фактически разрешил проблему Северо-Восточного прохода в страны Востока. Плавание Дежнева и открытие им пролива между Азией и Америкой не случайно сравнивали с подвигом Христофора Колумба.

источник: Электронная энциклопедия "Земля". Академик И.П.Герасимов

Другие статьи
Центральная и Южная Америка исследования
ЧЕРТОВЫ ВОРОТА узкое, опасное место на Колымском тракте
ВОЛГОГРАДСКИЕ АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ
Ледяной материк на юге
ВОРОНЕЖСКАЯ АНОМАЛЬНАЯ ЗОНА геоактивная местность на окраине Воронежа
Львов
Новосибирская область, удивительные места Россия
АРАРАТ см. Гора Арарат
УЩЕЛЬЕ СМЕРТИ возможно, аномальная зона в районе Ганьфаньпень
ЧЕРТОВО МЕСТО см. Манукау Бар
Туристическое снаряжение



Лицензионный софт для турагентств и туроператоров.

2006 Copyright © World-Tours.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Занимательная география туризма. Геозагадки. Сокровища, клады. Достопримечательности. Экзотический туризм, развлечения туристов, экстримальный походный туризм. Тонкости туризма, полезные советы туристу. Бронирование отелей. Товары для туризма и спорта.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт Партнёрская программа для магазинов.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования