Геозагадки, знимательная география
Географическое положение России

Географическое положение России

 

  1. Экономико-географическое положение и границы России (ЭГП РФ и его отличия от ЭГП СССР; уровни и масштабы оценок особенностей положения страны).
  2. Геополитическое положение России.
  3. Транспортно-географическое положение России.
  4. Оценка РФ на макро уровне.
  5. Геополитические приоритеты на современном этапе.

1. Экономико-географическое положение и границы России (ЭГП РФ и его отличия от ЭГП СССР; уровни и масштабы оценок особенностей положения страны).

РФ – самое крупное по площади государство мира – 17,1 млн км 2 (1-ое место – Канада – 9,98; затем Китай – 9,6; 4-ое место – США – 9,4 и 5-ое место – Бразилия – 8,5 млн км 2 ).

РФ занимает северную и северо-восточную части материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). На долю северной России приходится 11 млн км 2 и 10 млн человек (см рис 2, стр 15, учебник Рома).

Северная материковая точка – мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Северная островная точка – мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа.

Крайняя южная точка материка – на гребне главного Кавказского хребта – 41 0 12 северной широты – на границе Дагестана и Азербайджана.

Крайняя западная точка – конечность на Песчаной косе в Балтийском море близ Калининграда.

Крайняя восточная материковая точка – мыс Дежнева – на Чукотке. Самая восточная островная точка – остров Ротманова в Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна).

Почти вся территория России расположена в Восточном полушарии. Из-за большой протяженности по долготе велика разница во времени – она составляет 10 часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов). В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным границам субъектов федерации.

Общая протяженность границ РФ – 60000 км, из них 40000 км – морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией.

Северные морские границы России проходят по водам морей Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране.

Восточные границы проходят по водам Тихого океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море). Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями).

Морские границы на западе. Воды Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России замерзает, а у берегов Калининграда – нет. По Балтийскому морю осуществляется связь со многими государствами Западной Европы.

На юго-западе РФ морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые соединяют Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы проходят по Каспийскому морю.

Россия – мировая морская держава. Ее территория омывается водами трех океанов.

2. Геополитическое положение России.

Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.

Территория России не имеет четко определенных границ, которые были проведены условно в 20-е и 30е годы. В настоящее время ставить вопрос об изменении границ, сложившихся исторически, по крайней мере, неразумно. Об этом свидетельствует мировой опыт: попытки изменить границы заканчиваются трагическими последствиями (например, Югославия).

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.

В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:

  • Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.
  • В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область).
  • В Латвии – Пыталовский район (--).
  • В Финляндии – на земле Карелии – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Представляется очевидным ухудшение политико- и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество проблем. “Географическое отдаление России” сократило ее участие в европейских делах”. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.

3. Транспортно-географическое положение России.

Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.

На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты (см стр 21 и доп материал в учебнике Рома). Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.

В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.

В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).

Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере.

Для того чтобы северный морской путь обратился в действующую магистраль, понадобились многие десятилетия. В 1932 году ледокол “Сибиряков” прошел путь без зимовки от Мурманска до Берингова пролива, а в 1935 до Владивостока. С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Суда преодолевали это расстояние менее, чем за месяц. От Санкт-Петербурга по Сев морскому пути – 14280 км, а через Суэцкий канал – 23200 км. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный).

Но и здесь создаются трудные проблемы – проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн) [см стр 20 уч Рома].

На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода.

Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.

На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.

Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.

Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

4. Оценка РФ на макроуровне.

Для определения положения России по отношению к другим странам (не только пограничным) оценивается ее положение относительно центров экономики, культуры, основных транспортных путей. Эти оценивают политику и ЭГП страны.

Геополитическое положение – оценка места страны на политической карте мира, ее отношение к разным государствам.

ЭГП позволяет оценить положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики.

ЭГП определяется транспортно-географическим положением.

В географии для понимания особенностей положения стран, районов и городов используют разные уровни (масштабы):

  • “Макро уровень” - должен оценивать на глобальном, т. е., на мировом уровне положение страны по отношению к материкам, мировому океану, мировым транспортным путям, главным центрам мировой политики и экономики.
  • “Мезо уровень” - оценка положения страны относительно групп стран, образующих исторические регионы (Южная Азия, АТР).
  • “Микро уровень” - положение России по отношению к соседним, приграничным государствам.

5. Геополитические приоритеты на современном этапе

Если раньше СССР существовал в биополярном мире (США - НАТО, СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты:

  • Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса – Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России – 50 %.
  • Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.
  • Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия ).
  • Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).
  • Большое значение приобретает связь России со странами севера (Канадой, США (Аляска), странами Северной Европы).

В России 64% территории относится к зоне Севера, что составляет 50% площади планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень важен для нашей страны.

Изменение геополитического положения привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы, ЛЭП).


просмотров: 2969
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Pair 2 Trekking Walking Hiking Sticks Poles Adjustable Alpenstock anti-shock

$14.73
End Date: Monday Jan-22-2018 16:14:47 PST
Buy It Now for only: $14.73
|
Hand Carved Design Wood Walking Hiking Hike Stick Cane Staff 55" Bianbai Wood

$3.99
End Date: Tuesday Feb-13-2018 19:40:39 PST
Buy It Now for only: $3.99
|
1pc Precision Watch Band Clip-on Navigation Wrist Compass CCV18 US FREE SHIPPING

$6.00
End Date: Tuesday Jan-23-2018 10:58:30 PST
Buy It Now for only: $6.00
|
Brunton 7DNL Baseplate Map Compass With Declination Scale

$21.99
End Date: Thursday Jan-18-2018 1:07:11 PST
Buy It Now for only: $21.99
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX

Sea Villa Apart'Hotel Mauritius
Адрес:Маврикий, г. Остров Маврикий

Delfin Mar
Адрес:Carrer Gran Via Rei Sanxo, 11, 07183 Santa Ponзa, Illes Balears, Spain

Soldaya Grand Hotel & Resort
Адрес:Россия, Респ. Крым, г. Судак
Search Results from «Озон» Записки путешественников
 
Майкл Бут Почти идеальные люди. Вся правда о жизни в "Скандинавском раю" The Almost Nearly Perfect People
Почти идеальные люди. Вся правда о жизни в "Скандинавском раю"
Самая нашумевшая нон-фикшн книга о Скандинавии. 
Переведено на 6 языков 
Продано 1 000 000 экземпляров 

•  Почему датчане счастливы, хотя у них такие высокие налоги? 
•  На что норвежцы тратят свое невероятное богатство? 
•  Правда ли, что у финнов лучшая система образования в мире? 
•  Неужели исландцы действительно так суровы? 
•  Почему все они ненавидят шведов? 

О КНИГЕ 
Пока весь мир сходит с ума по "Хюгге" и идеализирует Данию, английский журналист Майкл Бут предпринял поездку через пять Скандинавских стран, чтобы развеять безупречный миф о Скандинавии и почти идеальных людях. Бут объясняет, кто такие настоящие датчане, шведы, финны, норвежцы и исландцы, исследует их причуды и недостатки и раскрывает темные стороны жизни. 

• Бут убежден, что смысл слова "Хюгге" не в уютности и комфорте, а в удобстве, из которого исходит датский конформизм. 
• На самом деле "любящие природу" норвежцы только и думают, на что потратить огромные деньги, полученные от продажи полезных ископаемых. 
• "Сису" - сущность финского мужчины, это дух выносливости и мужественности. Если заглох автобус, дух "сису" диктует пассажирам, что нужно выйти и толкать его, не жалуясь на судьбу. 
• Шведы любят демонстрировать, какие они "Лагом". Но при этом подслушивают случайные разговоры незнакомцев. 
• 32 процентов исландцев верят в эльфов. В бога верят лишь 45 процентов исландцев. 

ОБ АВТОРЕ 
Майкл Бут - английский писатель и журналист, который пишет в основном о путешествиях и о кухне разных стран мира. Его статьи публиковались в целом ряде ведущих газет и журналов, включая The Independent on Sunday, Conde Nast Traveller, Monocle и Time Out, он сотрудничает как с британскими, так и с зарубежными изданиями. Бут прожил в Дании более 10 лет. 

ОТЗЫВ 
"Лучшая нон-фикшн книга о буднях Скандинавии". Афиша Daily

...

Цена:
364 руб

 Мечтатели. 34 известных писателя о путешествиях, которые изменили их навсегда
Мечтатели. 34 известных писателя о путешествиях, которые изменили их навсегда
34 известных писателя рассказывают о путешествиях, которые сформировали их личности и поменяли всю их жизнь.
Короткие истории о смешном и грустном, о страшных опасностях и захватывающих приключениях, о прыжках со скалы и посиделках в парижских кафе.
Гонки на швейцарских поездах, задушевные разговоры с кенийскими проститутками, одинокие воодушевляющие прогулки по турецким горным тропам и неодинокие - по пещерам Таиланда, охота на белого медведя в Гренландии, борьба с ротавирусом в Ханое, Новый год в трущобах с кубинской семьей, приключения американцев в Ярославле, знакомства на нудистских пляжах Югославии, конные скачки по Франции, путешествие с самыми добрыми и честными жителями Йемена, долгая поездка по Индии на верблюде, уроки пения в Аргентине, охота за воришками в Южной Корее... Эти и другие приключения - вот что ждет вас.

...

Цена:
176 руб

Бартоломе де Лас Касас История Индий Historia de las Indias
История Индий
Для настоящего издания отобраны только те книги и главы "Истории Индий", в которых автор излагает события, непосредственно связанные с завоеванием Центральной и Южной Америки....

Цена:
649 руб

Тур  Хейердал Ра Ra
Ра
Тур Хейердал — большой мечтатель. Однажды, в 1969 году, он решил проверить — могли ли египтяне на своих папирусных лодках совершать намеренные или случайные визиты в Новый Свет.
Он строит корабль из папируса, растущего на озере Чад, дает ему имя египетского бога Ра, и собирает команду из представителей разных религий, рас, национальностей и даже политических убеждений.
Такую команду Т.Хейердал создает для того, чтобы доказать всему миру, что вне зависимости от изначальной разницы во взглядах и происхождении — люди могут и должны плодотворно сотрудничать и жить в мире.
Такие высокие цели будет нести на своем борту маленький корабль, в попытке совершить трансатлантический переход. О том, как пять человек и один корабль изменили мир — читайте в книге Тура Хейердала "Ра" ....

Цена:
232 руб

О. В. Кирьянов Корея без вранья
Корея без вранья
Жизнь в современной Корее - это жизнь в стиле "ппали-ппали", что означает быстро-быстро. Корейцам вечно не хватает времени, они всегда торопятся, делают несколько дел сразу и начинают кричать о том, что безнадежно опаздывают, когда поезд в метро лишь слегка замедлил ход. Они эмоциональны, вспыльчивы, способны к спонтанной мгновенной мобилизации, впечатлительны и ранимы. Они создали суперсовременные технологии, гордятся своей национальной культурой и находятся в постоянной и безостановочной трансформации, чтобы поддержать высокий темп модерновой и динамичной Кореи. Кажется, умом Корею не понять, но попытаться можно....

Цена:
303 руб

Беар Гриллс Грязь, пот и слезы Mud, Sweat and Tears
Грязь, пот и слезы
Известный британский путешественник, телеведущий и писатель Беар Гриллс рассказывает о том, как и почему умение выживать любой ценой стало его профессией. Еще в детстве он увлекся физкультурой, много и упорно тренировался, лазал по горам, висел на турнике, выду-мывал способы сбежать из запертого помещения, выходил в море на маленькой парусной лодке и наслаждался ощущением опасности. Позже, повзрослев, Гриллс прошел суровые испытания отбора в САС (британский спецназ), а затем, после нескольких лет службы в нем, осуществил главную мечту своей жизни - восхождение на Эверест. Автор подробно описывает, как готовился к этому событию и какие трудности ему пришлось преодолеть в достижении своих целей....

Цена:
499 руб

Майкл Такер Италия. Вино, еда, любовь Living in a Foreign Language: A Memoir of Food, Wine, And Love in Italy
Италия. Вино, еда, любовь
Путешествуя по Италии, американский актер Майкл Такер и его жена актриса Джил Эйкенберри приобрели маленький домик среди холмов Умбрии и начали новую жизнь, в которой имеется лишь два приоритета: есть вкусную пищу и пить хорошее вино. Эта книга - увлекательные заметки истового гурмана, написанные легко, с юмором и пристальным вниманием к деталям....

Цена:
183 руб

Мария и Давид Бурлюки По следам Ван Гога. Записки 1949 года
По следам Ван Гога. Записки 1949 года
Впервые публикуемый по-русски дневник путешествия "отца русского футуризма" художника Давида Бурлюка и его жены Марии по Провансу и Лангедоку, куда они отправились из Нью-Йорка в 1949 г. Главное место в нём занимают города, где жил и писал Винсент Ван Гог (Арль, Сен-Реми, Сен-Мари, Тараскон). Использованы рассказы и воспоминания местных жителей. В поле зрения Бурлюков попадают также места, связанные с П.Сезанном, О.Ренуаром, А.Тулуз-Лотреком.
В издании воспроизводится большое количество документальных фотографий....

Цена:
719 руб

Новое путешествие вокруг света в 1823 - 1826 гг. Otto Kotzebue. Neue Reise um die Welt in den Jahren
Новое путешествие вокруг света в 1823 - 1826 гг.
Книга представляет собой собрание очерков о посещенных автором - известным русским мореплавателем первой половины XIX в. - архипелагах Океании, русских поселений в Америке и других землях. Читателя заинтересуют любопытные исторические сведения, описания природных условий, этнографические зарисовки, большой материал о деятельности колонизаторов в странах Латинской Америки и на островах Океании.
Перевод с немецкого, вступительная статья и комментарии Д.Д.Тумаркина....

Цена:
234 руб

Следы ведут в пески Аравии
Следы ведут в пески Аравии
Книга повествует о жизни и путешествиях трех известных немецких исследователей Ближнего и Среднего Востока: Карстена Нибура, Ульриха Зеетцена и Иоганна Буркгардта. Маршрут всех троих практически один и тот же: Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Йемен, Внутренняя Аравия, Египет. Однако судьбы разные: только Нибуру удается дожить до глубокой старости, Зеетцен же и Буркгардт погибают во время своих странствий. Каждый из них испытал на своем пути немало приключений, которым могли бы позавидовать герои авантюрных романов....

Цена:
242 руб

Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.

2006 Copyright © World-Tours.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс цитирования