Геозагадки, знимательная география
Экономико-географическое положение

Экономико-географическое положение

Определение

Термин "положение" распространен весьма широко. Всего чаще под положением понимают: столько-то градусов восточной или западной долготы и столько-то градусов северной или южной широты. Самое популярное понимание этого термина встречается тогда, когда в понятие "положение" включается отношение данного пункта или участка территории к каким-нибудь соседним хребтам, горам, морю и т.д.

В экономической географии положение территории приходится определять не только по отношению к физико-географическим данным, но и также по отношению к условиям, созданным руками человека в процессе истории. Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (да и вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным) .

Таким образом, положение - это есть отношение данного пункта или ареала к каким-нибудь географическим данностям, взятым вне этого пункта или ареала. Экономическая география понимает под положением отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории.

Важность положения

Откуда мы можем убедиться, что положение страны действительно имеет большое экономическое значение? Лучше всего в этом убедиться из примеров, а именно если мы возьмем для сравнения такие страны, которые по своим природным условиям близко подходят друг к другу, а различаются по своему положению.

Возьмем Швецию и Урал. С одной стороны, вы имеете хребет, лежащий вдоль морского берега, у моря, выходящего к странам Европы, давно уже развившимся, а с другой - хребет, лежащий на границе Европы и Азии и весьма далеко запрятанный от моря. Швеция, располагая связью по морю с уже развитыми странами, могла развиться значительно раньше Урала; Урал должен был ждать и железных дорог и многого другого, прежде чем он мог начать по-настоящему развиваться.

Сравним Сибирь и Канаду. Можно увидеть, что расстояния большей части Сибири и Канады от берега моря очень различны. Как ни велика Канада, но по сравнению с Сибирью она гораздо меньше. Канада по обе стороны имеет незамерзающие порты - Ванкувер на Тихом океане и Галифакс на Атлантическом океане; кроме того, в летнее время по Гудзонову заливу тоже возможно морское сообщение (порты Черчил и Нельсон) . Учитывая все это не стоит удивляться, что Канада на некоторый отрезок времени заметно опередила Сибирь в развитии.

Наконец, возьмем Швейцарию и Кавказ. Это горные страны с резко пересеченным рельефом, с резко выраженной вертикальной зональностью, с чрезвычайно большим своеобразием и разнообразием природы. Швейцария лежит в центре Западной Европы и со всех сторон окружена странами, имевшими возможность быстро и легко развиваться; Кавказ лежит на перешейке, соединяющем Европу и Азию и являющемся зоной, где происходили столкновения различных культур. В силу разницы в положении условия развития Кавказа оказались совершенно другими, чем условия развития Швейцарии.

Как видно из примеров, особенно важное значение для экономической географии имеет положение страны по отношению к мировым путям, крупнейшим рынкам, промышленным центрам и т.д.

"Соседское" положение

Особо выделяют еще так называемое "соседское" положение, иначе говоря - характер ближайшего окружения. Особенно интересные сочетания получаются в условиях капиталистического общества при соседстве контрастных, противоположных районов.

Посмотрим на положение нашего Запада. В условиях царской России эта территория была исключительно слабо индустриализирована и в то же время отличалась интенсивным сельским хозяйством. Обе эти особенности Запада в значительной мере объяснялись самим положением этой территории. У Запада получилось такое положение, что отрасли промышленности, ориентирующиеся на внешнее сырье и внешний рынок, "скатывались" к Петербургу, Риге, Варшаве, а отрасли, ориентирующиеся на внешнее сырье, на внутренний рынок, - к Москве. В пределах Запада в результате конкуренции соседей получилось пустое от промышленности место. Т. о., указанные особенности положения вместе с рядом других факторов в капиталистических условиях в значительной мере способствовали формированию хозяйства западных губерний в указанном выше направлении.

Положение по отношению к очагам войны

Вообще ограничиваться в экономической географии только одной голой экономикой, замыкаясь и отгораживаясь от всего прочего, нельзя. Возьмем, например, отношение страны к очагам войны. Как известно, Западная Европа исторически сделалась и до недавнего времени оставалась очагом войны; в силу этого никак нельзя не учитывать положения по отношению к такому очагу войны.

США своим быстрым экономическим подъемом во второй половине XIX в. тоже в значительной мере обязаны своему положению в стороне от очагов войны. Это положение позволяло США те 1-1.5 млрд. золотых рублей, которые крупные империалистические державы Европы ежегодно затрачивали на вооружение, вкладывать в течении ряда десятилетий, вплоть до первой мировой войны на строительство городов, рудников, заводов, железных дорог и т.д. Кроме того, время от времени европейским державам приходилось терпеть большие убытки от военных действий. Ясно, что не учитывать положения страны по отношению к очагам войны никак нельзя.

Положение по отношению к очагам культуры Совершенно необходимо учитывать положение страны и по отношению к очагам первоначальной человеческой культуры. В Старом Свете древние очаги культуры зародились в древнем Египте, междуречье Тигра и Евфрата, в Индии и в Китае. Затем две цивилизации: египетская и месопотамская - вышли на Средиземное море, создав последовательно культуру финикийскую, греческую и римскую. Далее греко-римская культура распространилась на весь запад Европы... И нужно учитывать положение страны по отношению к этой трассе культуры, которую история начертала на карте.

Резюмируя, можно сказать, что экономико-географическое положение мы должны учитывать достаточно широко, имея в виду не одну экономику, но и политику, стратегию и культуру.

Положение городов

Объектом изучения экономической географии являются не только целые страны, но и отдельные города. И по отношению к городам положение играет не менее важную роль, чем по отношению к странам и районам, и даже, возможно, более важную. Когда экономико-географ подходит к изучению города, то первый вопрос, который у него возникает, это вопрос о том, почему город образовался и развился именно здесь, а не в другом месте. Возьмем опять ряд примеров.

Санкт-Петербург. С одной стороны, здесь Атлантический океан глубже всего вдается в территорию русской равнины; с другой стороны, здесь же проходят внутренние водные пути, которые легко усовершенствованы путем соединения каналами рек озерного бассейна с Волгой, а дальше... Важность для нашей страны выходов к Балтийскому морю была вполне осознана еще при Иване Грозном. Все эти выгоды положения вскрылись очень быстро с того момента, когда устье Невы со всем прибалтийским побережьем вошло в состав Российского государства; сюда в устье Невы была перенесена столица, и столица эта стала быстро развиваться.

Возьмем еще Волгоград. Этот город находится как раз там, где Волга и Дон ближе всего подходят друг к другу. Положение обусловило не только создание на этом месте города в древние времена (Археологические раскопки показали, что около Волгограда существовал большой город еще в давние времена, до прихода сюда русских) , но и дальнейшее его развитие и его современную промышленную структуру.

Такой исторически важный центр, как Константинополь, теперешний Стамбул, своим ростом обязан пересечению торговых путей - морских из Черного в Средиземное море и сухопутных - из Передней Азии в Европу. Исторические судьбы Константинополя в качестве столицы Восточной Римской империи и затем империи Турецкой целиком связаны с его положением и со значением тех путей, на перекрестке которых он находится.

Микро- и макроположение

При анализе положения городов полезно особо выделять положение по отношению к ближайшим окрестностям, положение, которое можно изучать на крупномасштабной топографической карте, так сказать, микроположение и положение по отношению к более отдаленным данностям, которое надо изучать на мелкомасштабной карте, целой страны, или материка, или даже мировой, - это, так сказать, макроположение. Можно выделить между ними еще и третье - мезоположение.

В применении к Москве в ее микроположении самое важное: положение ядра – Кремля на берегу Москвы-реки между устьями Неглинки и Яузы и ее положение у места ближайшего схождения рек Москвы и Клязьмы; к мезоположению следует отнести положение Москвы в центре междуречья Оки и Волги и, наконец, к макроположению - ее центральное положение на Восточно-Европейской равнине.

Выгоды центрального положения

Центральное положение в рамках определенной государственной территории имеет большое значение не только для Москвы, но и для ряда других столиц. Примерами могут служить Мадрид, Париж, Берлин, Прага. Центр здесь, конечно, надо понимпть не в строго математическом, геометрическом смысле этого слова. Центральное положение удобно сравнительной близостью от разных частей государственной территории, в центре неизбежно пересекаются дороги, соединяющие между собой периферийные точки территории.

С того момента, как данный город стал столицей, на его пользу идет все то, что идет на пользу его государства, в том числе и выгоды в положении не только самого города, но и всего государства.

Значение полезных ископаемых

При хозяйственной оценке месторождений полезных ископаемых необходимо учитывать не только их запасы и качество, но и положение месторождений по отношению друг к другу (особенно железа и коксующегося угля) , а также их положение по отношению к промышленным центрам и исторически сложившимся очагам населения.

Изменение ЭГП во времени

На примере Лондона можно увидеть, что в историческом процессе значение отдельных моментов, влияющих на экономико-географическое положение, весьма сильно изменяется. Это обстоятельство имеет очень большое значение. Экономико-географическое положение, как и прочие моменты экономико-географического порядка, должно рассматриваться с историческим подходом. Особенно явственны изменения, вносимые усовершенствованием транспорта и проведением новых дорог.

И хотя, положение страны в смысле математической и физической географии остается одинаковым, но и в процессе исторического развития ее экономико-географическое положение коренным образом изменяется. Из положения "на краю света" создалось положение "между двумя океанами" - вот так резко изменилось положение США.

Вред, причиняемый неудобством географического положения, можно смягчить не какими-нибудь маленькими средствами, а социалистической революцией, то отсюда ясно, что Маркс придавал положению достаточно большое значение.

ЭГП и ФГП

В основе экономико-географического положения во многих случаях лежат совершенно определенные физико-географические моменты. С другой стороны, совершенно ясно, во-первых, что эта физико-географическая обстановка, составляющая базу для экономико-географического положения, создает только возможности, а вопрос об использовании этих возможностей остается открытым и, во-вторых, что в разные исторические эпохи одно и то же физико-географическое положение может быть использовано весьма различно и может иметь совершенно разное значения.

Значение ЭГП

Из всего выше сказанного ясно, что экономико-географическое положение имеет крупнейшее методологическое значение. Место, занимаемое любым ареалом, - будет ли то страна, район или город - в системе географического разделения труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением. Поскольку экономико-географическое положение в значительной мере определяет связи данного ареала в системе географического разделения труда, оно не может не влиять и на экономическое районирование территории.


просмотров: 1177
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Brunton 7DNL Baseplate Map Compass With Declination Scale

$4.98
End Date: Saturday Nov-18-2017 20:26:20 PST
Buy It Now for only: $4.98
|
Metal Pocket Army Style Compass Military Camping Hiking Survival Marching New Us

$439.99
End Date: Thursday Nov-23-2017 8:36:59 PST
Buy It Now for only: $439.99
|
Garmin inReach Explorer+ Handheld Satellite Communicator GPS 010-01735-10 New!

$3.99
End Date: Friday Dec-15-2017 19:40:39 PST
Buy It Now for only: $3.99
|
1pc Precision Watch Band Clip-on Navigation Wrist Compass CCV18 US FREE SHIPPING

$169.99
End Date: Tuesday Nov-21-2017 22:05:31 PST
Buy It Now for only: $169.99
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX

Swissotel Resort Phuket Kamala Beach
Адрес:Таиланд, Пхукет, г. Остров Пхукет

Apartments Medin Vuko
Адрес:Черногория, Адриатическое Побережье, г. Петровац

База отдыха «Запорожская сечь»
Адрес:Россия, Респ. Крым, г. Феодосия
Search Results from «Озон» Записки путешественников
 
Том Митчелл С пингвином в рюкзаке. Путешествие по Южной Америке с другом, который научил меня жить The Penguin Lessons
С пингвином в рюкзаке. Путешествие по Южной Америке с другом, который научил меня жить
На дворе 1970-е годы, Южная Америка, сменяющие друг друга режимы, революционный дух и яркие краски горячего континента. Молодой англичанин Том оставляет родной дом и на последние деньги покупает билет в один конец до Буэнос-Айреса.
Он молод, свободен от предрассудков и готов колесить по Южной Америке на своем мотоцикле, похожий одновременно на Че Гевару и восторженного ученика английской частной школы.
Он ищет себя и смысл жизни. Но находит пингвина в нефтяной ловушке, оставить которого на верную смерть просто невозможно.
Пингвин? Не лучший второй пилот для молодого искателя приключений, скажете вы.
Но не тут-то было - он навсегда изменит жизнь Тома и многих вокруг…
Итак, знакомьтесь, Хуан Сальватор - пингвин и лучший друг человека....

Цена:
163 руб

Евгений Почаев 11 месяцев в пути, или Как проехать две Америки на велосипеде
11 месяцев в пути, или Как проехать две Америки на велосипеде
В дневнике искателя приключений и настоящего героя нашего времени Евгения Почаева рассказывается о покорении на велосипеде самого длинного непрерывного маршрута на планете - двух Америк, от Аляски до Аргентины.
Невероятные рассветы и фантастические закаты, пробирающий до костей холод по утрам и изнурительная жара в полдень, бездонные озера и бескрайние пампы, диковинные кактусовые леса и красные скалы, опасные дикие животные и не менее опасные люди в больших городах, непредвиденные сложности и лайфхаки путешественника - вот только сотая часть всего того, что увидел, узнал и пережил Евгений Почаев....

Цена:
1009 руб

В. А. Рыжков Сияющий Алтай. Горы, люди, приключения
Сияющий Алтай. Горы, люди, приключения
Почему Алтай так восхищает людей? Почему каждый, побывавший там, обязательно стремится туда вернуться? Почему многие народы мира считают именно Алтай своей прародиной? Владимир Рыжков, исходивший пешком и объехавший на конях весь Алтай, отвечает на эти вопросы в своей новой книге. Главные достопримечательности Алтая, знаменитые дороги и скрытые тропы, перевалы и хребты, реки и озера, культура и история, приключения и повседневная жизнь таежников — в этой фундаментальной книге представлена самая широкая панорама жизни, истории и природы Алтая. Книга — написанный с любовью и со всеми подробностями портрет удивительного Алтая. Горной страны в самом центре мира, от природы и от людей которой исходит сияние....

Цена:
679 руб

 Вокруг света с Крузенштерном Уникальное издание! Иллюстрированная хроника событий первого кругосветного путешествия!
Вокруг света с Крузенштерном
Альбом представляет собой уникальное издание, включающее как опубликованные в начале XIX в., так и никогда не публиковавшиеся архивные иллюстрации, созданные участниками первого кругосветного плавания россиян на кораблях "Надежда" и "Нева" под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
Книга содержит иллюстрированную хронику событий экспедиции, отправившейся "кругом света" в 1803 - 1806 гг.

Все гравюры и рисунки снабжены отрывками из отчетов и дневников участников экспедиции, поясняющими и дополняющими изобразительный ряд.

Издание выполнено как научное, но рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся морской историей России....

Цена:
1799 руб

Элизабет Гилберт Есть, молиться, любить Eat, Pray, Love
Есть, молиться, любить
..."Есть, молиться, любить" - книга о том, как можно найти радость там, где не ждешь, и как не нужно искать счастье там, где его не будет. По определению.
...Современная книга о современной женщине, для которой есть, молиться, любить - значит получать удовольствие от жизни......

Цена:
475 руб

М. В. Певцов Алтай. Монголия. Китай. Тибет. Путешествия в Центральной Азии
Алтай. Монголия. Китай. Тибет. Путешествия в Центральной Азии
Уже первое путешествие выдвинуло генерал-майора Михаила Васильевича Певцова в число выдающихся исследователей Центральной Азии. Многие места Алтая и Джунгарской Гоби, в которых до Певцова не бывал ни один из путешественников, его экспедицией были превосходно описаны и тщательно нанесены на карту. В предлагаемую читателю книгу вошли описания всех исследовательских маршрутов Певцова: "Путевые очерки Джунгарии", "Очерки путешествия по Монголии и северным провинциям внутреннего Китая" и "Труды Тибетской экспедиции 1889-1890 гг.". Двенадцать лет жизни, более 20 тысяч километров, пройденных по неизведанным краям, бесчисленное множество географических, геологических и этнографических открытий, уникальные коллекции, включавшие более десяти тысяч образцов флоры и фауны этих мест, - результаты экспедиций Певцова были настолько впечатляющими, что вошли в золотой фонд мировой географической науки. Заслуги путешественника были отмечены высшими наградами Русского географического общества и императорской фамилии. Именно М.В.Певцову было доверено проводить реальную государственную границу России с Китаем к востоку от озера Зайсан.
...

Цена:
799 руб

Александр Васькин Волхонка. Знаменка. Ленивка. Прогулки по Чертолью
Волхонка. Знаменка. Ленивка. Прогулки по Чертолью
Читатели этой книги совершат увлекательное путешествие по улицам древнего района Москвы, причудливо называвшегося когда-то Чертольем. Сегодня его называют музейным кварталом Москвы. Три улицы — Волхонка, Знаменка, Ленивка, четыре переулка — Большой и Малый Знаменские, Колымажный и Лебяжий — и одна набережная — Кремлевская — образуют удивительный исторический и культурный маршрут.
Здесь и рассказ о памятниках архитектуры и их создателях-архитекторах: Баженов, Тон, Витберг, Жолтовский, Иофан, и хроника строительства и разрушения домов, а также история жизни людей, связанных с ними. Это художники: Тропинин, Серов, Остроухов; писатели: Пушкин, Вяземский, Островский; артисты: Собинов, Астангов, Живокини, Ленский; музыканты, ученые, коллекционеры: Щукины, Цветаев, Зильберштейн. А также воспоминания современников о Пастернаке, Эйзенштейне, Мейерхольде, Солженицыне, Маяковском. Ответы на многие интересные вопросы московской истории вы найдете, прочитав книгу....

Цена:
353 руб

Александр Ферсман Путешествие за камнем
Путешествие за камнем
Исследую богатства недр, известный российский ученый, путешественник, академик Александр Евгеньевич Ферсман совершил немало экспедиций на Урал, в Хибины, в Среднюю Азию. Рассказы о них знакомят не только с этими удивительными краями, их ископаемыми богатствами, но и с далеким геологическим прошлым Земли.
"Клуб путешественников" - это книги о самых отважных людях, которые побывали высоко в горах, в глубине непроходимых лесов, переплывали океаны, спускались в пещеры и погружались в глубоководные впадины, проходили через пустыни и достигали Северного и Южного полюсов. Они сумели рассказать о своих экспедициях и открытиях так, что у читателя захватывает дух.
Человек стремится познать окружающий мир и постоянно расширяет свое представление о нем. Жажда увидеть и освоить новые пространства толкает к рискованным, смелым путешествиям. Так было в древности, так происходит и по сей день....

Цена:
222 руб

Иван Шмелев Старый Валаам
Старый Валаам
Книга известного русского писателя Ивана Шмелева "Старый Валаам" рассказывает о впечатлениях автора от посещения им известной древней обители - Валаамского монастыря, когда он был студентом, и которая дала ему твердую опору в жизни - в православной вере....

Цена:
136 руб

Стивен Каллахэн Дрейф. Вдохновляющая история изобретателя, потерпевшего кораблекрушение в открытом океане Adrift: Seventy-six Days Lost at Sea
Дрейф. Вдохновляющая история изобретателя, потерпевшего кораблекрушение в открытом океане

О чем книга:

Морские путешествия традиционно несут в себе дух романтики и приключений, а мореплаватели считаются отчаянными смельчаками, бросившими вызов могучей стихии. С первого взгляда влюбившись в мореходство, Стивен Каллахэн был счастлив пополнить компанию яхтсменов-одиночников и 19 января 1982 года на маленькой круизной яхте «Наполеон Соло» отправился пересекать Атлантический океан. Спустя всего шесть дней яхта потерпела крушение, и новым пристанищем для путешественника стал обыкновенный резиновый плот. Отныне реальность такова: Океан неутомимо атакует, пятиметровые волны бьют по плоту, заливая его литрами черной воды, буря или шторм могут нанести визит в любую минуту. Соль разъедает глаза, тело горит от морской воды, кожа покрывается сотнями нарывов и язв, ноздри заполняет смрад резины, пластика и талька. Теперь возможен лишь один глоток воды за шесть часов, чуть более 100 граммов еды в день и никаких гарантий, что охота на рыб пополнит пищевые запасы. В любой момент плот может перевернуться, постоянно навещающие одинокого путешественника акулы не позволяют расслабиться даже во времена штиля. Днем тело изнывает от жары и палящего солнца, а ночью трясется от сырости и холода, волосы выдираются от трения о резину, а суставы изнывают от усталости. Эта история захлестывает как волна, она о страхе и отчаянии, героизме и надежде... «Дрейф» - это история поединка океана, не знающего жалости, и человека, решившего, что «бороться за жизнь куда проще, чем умереть».

Залог успеха:

Книга об этом путешествии продержалась в списке бестселлеров газеты The New York Times 36 недель.

Об авторе:

Стивен Каллахэн — американский яхтсмен, известный тем, что в 1982 году, потерпев кораблекрушение, за 76 дней пересёк Атлантический океан на надувном спасательном плоту. Книга об этом путешествии продержалась в списке бестселлеров газеты The New York Times 36 недель.

Судостроитель по образованию, Каллахэн конструировал яхты, на которых и ходил. Работал журналистомв яхтенных изданиях, таких как Sailor и Cruising World. Опыт выживания Каллахэн обобщил в мемуарах о дрейфе. В путешествии Стивен сделал несколько открытий, которые позже запатентовал и с их помощью усовершенствовал средства спасения в море.

В 2012 году Каллахэн работал консультантом по выживанию вместе с режиссером фильма «Жизнь Пи», Энгом Ли.

Цитаты:

Я борюсь с желанием впасть в приводящую в ступор истерию, я не хочу ждать, застыв от страха, когда наступит конец. «Соберись, — приказываю я себе, — соберись и пошевеливайся».

Морские просторы манят людей, но свобода не дается бесплатно. Ее цена — утрата безопасности.

Именно встреча с дикой природой делает неважной толщину бумажника, а подлинным мерилом собственной ценности становятся твои способности.

Бескрайний океан остается неизменным… кажется, что я снимаюсь в старой голливудской картине, где задник плавно перемещается, чтобы создать иллюзию движения.

Отзывы:

Повесть о мужестве и решительности перед лицом непреодолимых трудностей

The New York Times

Зачем рисковать жизнью и отправляться в одиночку на маленькой яхте через океан? Герой книги преодолевает себя и стихию, а мы итак знаем ответ: как минимум, чтобы потом написать такую книгу!

Вероника Далецкая, главный редактор клуба "Моя Планета"

Пронизывающий до глубины души рассказ о кораблекрушении, выживании и спасении.

The Christian Science Monitor

Антропологическая драма, в которой автор глубоко всматривается в инстинкты выживания человека.

Library Journal

Чрезвычайно захватывающая сага

Newsweek

Гипнотическая история о сражении человека с океаном, в которой ставки настолько высоки, насколько сильна храбрость главного героя

The Wall Street Journal

Одна из 100 величайших приключенческих книг всех времен по версии National Geographic...


Цена:
302 руб


2006 Copyright © World-Tours.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс цитирования