Грэхэм Лоутон
Выше девятого вала

„Танкер попал в шторм, но достаточно уверенно держался на воде. Вдруг со стороны кормы появилась огромная волна — просто стена. И обрушилась на палубу, накрыв всё судно. Волна была жуткая, намного больше остальных. Да и застала она нас совершенно врасплох. Больше я таких никогда не видел“. Это слова Филиппа Лижура, первого помощника капитана нефтяного танкера „Эссо Лангедок“ — он лично видел гигантскую волну к востоку от побережья ЮАР в 1980 году.

Лижур и его товарищи должны благодарить судьбу, что остались живы. Они стали жертвой нападения совершенно особенной волны — чудовищной силы и массы. Как правило, корабли не выдерживают и стремительно идут на дно. А экипаж и пассажиры даже не успевают понять, что произошло.

В тот день Лижуру повезло ещё раз. Пока волна накатывала на судно, он успел схватить фотоаппарат. Сделанный им снимок — одно из немногих изображений убийственного водяного вала. Прикидывая его размеры относительно мачт танкера, Лижур приходит к выводу, что высота вала составляла приблизительно двадцать метров. На самом деле волна, скорее всего, была ещё выше за счёт впадины, которая образуется перед ней. Поэтому реальная высота могла быть метров тридцать или ещё выше.

Снимок Филиппа Лижура: водяной вал накрыл его танкер недалеко от побережья ЮАР.
Снимок Филиппа Лижура: водяной вал накрыл его танкер недалеко от побережья ЮАР.

Многим так и не довелось поведать свою историю. За последние тридцать лет при таинственных обстоятельствах затонули сотни судов, унеся с собой на дно тысячи мореплавателей. В 2000 году было проведено расследование гибели у берегов Японии в 1980 году британского сухогруза „Дербишир“, длина которого составляла 295 метров. Комиссия пришла к выводу, что волна, очевидно, пробила главный грузовой люк и залила трюм. Это по силам только очень большой и очень мощной волне. Наверняка утверждать, конечно, нельзя, поскольку в живых не остался ни один из членов экипажа. Однако, скорее всего, сухогруз погубила легендарная волна-убийца.

Вдруг откуда ни возьмись

Столетиями морской фольклор подпитывался рассказами о водяных стенах и провалах, которые возникают при самых благоприятных погодных условиях. Ещё недавно они считались выдумками. Или мифами, которые сродни сказкам о морском змее и русалках. Однако после гибели „Дербишира“ океанографы и геофизики поверили в „морских чудовищ“, способных без предупреждения заглатывать корабли. И внимательно начали относиться к свидетельствам, собранным морскими нефтяниками и моряками. Наблюдения подкрепились сложными математическими моделями. И они подтвердили, что огромные волны действительно могут возникать на пустом месте. Более того, подобное явление отнюдь не редкость. А подход человека к строительству судов не учитывает жестокую стихию.

За исключением цунами, вызываемыми, например, толчками на дне, все волны зарождаются в виде чуть заметной ряби на поверхности океана. В тихий день ничего особенного не происходит. Однако при ветре силой более двух баллов по шкале Бофорта (четыре узла и более) потоки воздуха передают ряби энергию в количестве, достаточном для образования настоящих волн или зыби.

Если ветер не утихает, зыбь усиливается. При этом высота волны зависит от трёх факторов — скорости ветра, продолжительности его действия и площади открытой воды.

К примеру, ураган силой двенадцать баллов, проносящийся в течение часа по наиболее широкой части Тихого океана (17 700 км от Панамы до Малайзии), способен генерировать характерную волну высотой 4,2 метра. Через 24 часа она должна вздыбиться на 14,1 метра и в итоге достичь 20,7 метра. То есть высоты семиэтажного дома.

Однако это только средние показатели. В феврале 1933 года корабль ВМС США „Рамапо“ попал в тихоокеанский шторм на пути из Манилы в Сан-Диего. Ветер беспрерывно дул семь суток со скоростью шестьдесят узлов (одиннадцать баллов), вздымая пятнадцатиметровые валы. А утром 7 февраля на „Рамапо“ обрушился настоящий монстр. Он зашёл сзади, сначала бросил корабль длиной 146 метров в глубокую ложбину. А затем поднял кормой вперед на гору пенящейся воды. Когда корма опустилась на дно ложбины, дежурный офицер произвёл триангуляционную съёмку волны по её гребню. У него получилось тридцать четыре метра — практически одиннадцатиэтажное здание. На настоящий момент этот „тридевятый вал“ считается рекордно высоким из всех, измерение которых можно считать достоверным.

Ветер по морю гуляет, но чего он нагоняет?

Согласно меркам ортодоксальной океанографии волны высотой в десятки метров столь редки, что вообще вряд ли могут встать на пути корабля или обрушиться на морскую платформу. Однако после того как на океанские линии вышли новые супертанкеры, а нефтяники занялись освоением больших глубин, сообщения о волнах-гигантах начали приходить гораздо чаще, чем раньше.

В 1997 году Еспер Скуроп, морской инженер компании DHI Water & Environment из датского города Хорсхольм, опубликовал рекордные данные, полученные при помощи радарных измерений на месторождении Горм в Северном море в течение двенадцати лет. Инженер наблюдал 466 волн, размер которых превышал любые прогнозы. Самая крупная имела высоту 17,5 метра от подошвы до гребня.

В последние несколько лет были и другие вполне достоверные наблюдения. В августе 1998 года самолёт Управления морских исследований США (г. Арлингтон, штат Вирджиния) поднялся в самый центр урагана „Бонни“ у восточного побережья Соединённых Штатов. Ветер поднял волны в среднем до высоты семь метров, однако на полученных при помощи научной аппаратуры контурных картах можно было безошибочно выделить пятнадцатиметровые валы.

Буровая платформа: снесена волной.
Буровая платформа: снесена волной.
Наиболее ярким наблюдением последних лет можно считать так называемую январскую волну, обрушившуюся на газодобывающую платформу „Драупнер“ компании „Статойл“ в Северном море 1 января 1995 года. Средний размер волны составлял тогда двенадцать метров. Однако в полдень платформу атаковал противник, размер которого от подошвы до гребня составлял двадцать шесть метров.

Откуда же берутся эти монстры? До недавнего времени океанографы полагали, что они формируются в результате хорошо известных линейных процессов. Согласно бытующей теории большие волны просто являются продуктом интерференции, в рамках которой малые волны объединяются в одну большую.

В некоторых случаях именно так и происходит. Хорошим тому примером служат воды у мыса Игольного, самой южной точки африканского континента. Там стыкуются Атлантический и Индийский океаны. На суда, огибающие мыс, регулярно нападают огромные волны, которые образуются в результате столкновения быстрого Агульясова течения и ветров, дующих с юга. Движение воды замедляется, а волны начинают громоздиться друг на друга, образуя гигантские валы. Помимо этого суперволны часто можно встретить в Гольфстриме, в течении Куросио к югу от берегов Японии и в пользующихся мрачной славой водах у мыса Горн, где происходит то же самое — быстрые течения сталкиваются с противодействующими ветрами.

Однако механизм интерференции не подходит ко всем волнам-великанам. Во-первых, он никак не годится для того, чтобы обосновать появление гигантских волн в таких местах, как Северное море. Там быстрых течений нет и в помине.

Во-вторых, даже если интерференция имеет место, волны-гиганты не должны встречаться столь часто. Их абсолютное большинство должно тяготеть к средней высоте — одни чуть выше, другие чуть ниже. Исполины двойного размера должны появляться не чаще одного раза на протяжении человеческой жизни. Тем не менее на деле всё обстоит совсем по-другому. Наблюдения океанографов наводят на мысль, что большинство волн по размеру меньше среднего, а настоящие великаны встречаются гораздо чаще, чем мы думаем. Ортодоксальная океанография получает пробоину ниже ватерлинии.

Исполинов рождает хаос

Линейное моделирование, основанное на постулате о том, что волны просто складываются, явно себя изжило. Может быть, причина кроется в некоем нелинейном взаимодействии, известном как хаос?

Многие системы, например, погода или финансовые рынки, могут жить в хаотическом режиме, который порождает диковинные поведенческие выкрутасы. Крошечные изменения в исходных условиях, например, когда один трейдер решает продавать доллары, могут привести к непропорционально масштабным последствиям. Возможно, рассудили океанографы, подобный принцип распространяется и на океан.

Эл Осборн, физик Туринского университета в Италии, который ранее работал над вопросом гигантских волн в Управлении морских исследований США, для генерирования волн применяет уравнение Шрёдингера. Изначально оно было предназначено для описания квантового поведения электронов внутри атома. Однако впоследствии уравнение адаптировали для описания схем появления всевозможных волн в пространстве и времени. Осборн отслеживает, каким образом ниоткуда появляются волны в четыре раза массивнее средних, а затем так же неожиданно затухают — совсем как в рассказах старых моряков.

Другие учёные в тех же целях используют другие уравнения. Ефим Пелиновский из Института прикладной физики в Нижнем Новгороде предпочитает уравнение Кортевега-де Вриза. А Кристиан Диет, математик из Бергенского университета в Норвегии, установил ещё одну схему нелинейного взаимодействия между четырьмя сталкивающимися волнами, которое, по его мнению, способно породить монстра.

Какой из подходов лучше других отражает реальность, не известно никому. В то же время такое состояние дел, наверное, объясняется тем, что наблюдавшиеся волны-гиганты были весьма разнообразны — одни представляли собой целые стены воды, которые радиолокаторы могли обнаружить задолго до их приближения, а другие неожиданно возникали и так же неожиданно исчезали. Некоторые нелинейные модели выдают группы из трёх, четырёх и даже пяти гигантов подряд, подводя основу под обросших легендами и наводящих на моряков ужас „трёх сестёр“. То есть трёх мощных волн, идущих одна за другой. „Когда поднимается шторм, нелинейности хоть отбавляй“, — утверждает Линвуд Винсент, океанограф из Управления морских исследований США.

Карта катастроф: суда, потопленные гигантскими волнами.
Карта катастроф: суда, потопленные гигантскими волнами.
При этом учёных интересует не только объяснение гигантских волн. Они хотят спасти корабли и жизни людей. В этих целях Европейский союз учредил новый исследовательский проект под названием Maxwave, в задачи которого входит отслеживание, моделирование и в итоге прогнозирование гигантских волн. Аналогичную программу ведёт Управление морских исследований США. Всё больше внимания этому вопросу уделяют кораблестроители. Ранее они неизменно исходили из того, что созданные ими суда вряд ли столкнутся с волной-монстром. Последние исследования предполагают, что такой подход ошибочен и создаёт угрозу жизни людей. Дуглас Фолкнер, морской консультант и в прошлом профессор кораблестроения в Университете Глазго, составил каталог недавних морских катастроф, которые могли бы быть вызваны гигантскими волнами. В сотрудничестве с Йенсом Ремелингом из датского Морского института и Брайаном Корлеттом из консультативной фирмы Burness, Corlett & Partners на острове Мэн он установил, что сверхбольшие грузовые суда, длина которых превышает двести метров, в последнее время необоснованно часто тонут из-за того, что вода заливает главный трюм. „Вероятно, значительная часть этих катастроф происходит в результате затопления главного трюма“, — считает Фолкнер.

По мнению специалистов, из шестидесяти сверхкрупных грузовых судов, затонувших в период 1969–1994 годов в результате неожиданного затопления, двадцать два супертранспорта стали жертвами гигантских волн (см. диаграмму). В результате погибли 542 человека.

В опасности и нефтяники. Примером чему служит происшествие с буровой платформой „Оушн рейнджер“ корпорации Mobil Oil, которое произошло на Большой Ньюфаундлендской банке в 170 милях к востоку от канадского порта Сент-Джонс. 15 февраля 1982 года гигантская волна выбила окна и залила операторную, вскоре после чего буровая установка перевернулась и затонула, унеся с собой восемьдесят четыре жизни. Ныне многие инженеры требуют увеличить на двадцать процентов высоту буровых над поверхностью воды и укрепить грузовые люки транспортных судов.

Им удалось спастись

    1943 год, Северная Атлантика. Круизный лайнер „Куин Элизабет“ попадает в глубокую ложбину и подвергается двум мощным волновым ударам подряд, которые наносят серьёзные повреждения на мостике — на высоте двадцать метров над ватерлинией.

    1944 год. Индийский океан. Крейсер британских ВМС „Бирмингем“ проваливается в глубокую яму, после чего на его носовую часть обрушивается гигантская волна. Согласно записям командира корабля палуба, находящаяся на высоте восемнадцать метров от уровня моря, залита водой по колено.

    1966 год, Северная Атлантика. На пути в Нью-Йорк итальянский пароход „Микеланджело“ получает удар от волны высотой восемнадцать метров. Вода врывается на мостик и в каюты первого класса, в результате чего гибнут два пассажира и один член экипажа.

    1995 год, Северное море. Серьёзное повреждение от гигантской волны получает плавучая буровая установка „Веслефрикк Б“, принадлежащая компании Statoil. По свидетельству одного из членов экипажа, за несколько минут до удара он видел „стену воды“.

    1995 год. Северная Атлантика. При переходе в Нью-Йорк круизный лайнер „Куин Элизабет-2“ попадает в ураган и принимает на носовую часть удар волны высотой двадцать девять метров. „Ощущение было такое, что мы врезаемся в Белые скалы Дувра“, — рассказывает капитан Рональд Уоррик.

    1998 год, Северная Атлантика. Плавучая эксплуатационная платформа „Шихэллион“ компании ВР Amoco подвергается удару гигантской волны, которая разносит её баковую надстройку на высоте восемнадцать метров от уровня воды.

    2000 год, Северная Атлантика. Приняв сигнал бедствия от яхты на расстоянии 600 миль от ирландского порта Корк, британский круизный лайнер „Ориана“ получает удар волны высотой двадцать один метр.

„Ломоносов“

Статьи близкой тематики:
«Фрики» — морские волны-убийцы.  Е. Н. Пелиновский, А. В. Слюняев.
Вода знакомая и загадочная.  Леонид Кульский, Воля Даль, Людмила Ленчина.
Самое необычное вещество в мире.  Академик И. В. Петрянов-Соколов.
Великие волны.  Л. И. Лобковский, Д. Я. Фащук.


Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.
2006 Copyright © World-Tours.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс цитирования