Советы туристу, тонкости туризма. Полезная информация для туристов.

Многообразие тематических программ. Разнообразие тем и методов работы на экотропах.

В.П. Чижова

7.1. Многообразие тематических программ

При разработке концепции экологической тропы необходимо определить целевые категории посетителей. В качестве основы для их выделения можно использовать типологию участников природных туров, предложенную немецким ученым В. Штрасдасом [27] и адаптированную для российских условий в целом:

Для каждой целевой категории должна быть составлена своя программа экскурсионной деятельности, исходя из степени их увлеченности экологическими проблемами, заинтересованности в при обретении новых знаний и навыков, базовой подготовки.

Параллельно с выделением целевых категорий посетителей проводится инвентаризация достопримечательных природных объектов и явлений, которые могут стать объектами осмотра на экологической тропе. Так например, при проектировании сети троп в Москве на – 117 – Воробьевых горах среди особо достопримечательных объектов нами были выделены участки густых широколистных лесов, отдельные веко вые деревья-великаны (вязы, дубы и липы), обнажения песков – вводно-ледниковых четвертичных и коренных мелового возраста, бьющие из-под склона ключи-родники, разнообразное птичье население и многое другое. К интересным природным явлениям здесь можно отнести, прежде всего, оползневой процесс, который выражается в образовании своего рода террас, отдельных оползневых бугров и участков «пьяного леса» с искривленными стволами.

Помимо достопримечательных природных объектов и явлений не обходимо выделить наиболее ярко выраженные экологические проблемы дан ной территории. Причем в этом случае под экологическими проблемами стоит понимать не только и не столько обычные для рекреационных территорий вытаптывание территории, деградацию травяного покрова, замусоривание и т.п. Изучение этих проблем может привлечь внимание разве что специализированных школьных объединений экологического профиля. Наряду с перечисленным, у каждой тропы можно найти свои, специфические проблемы, характерные только для данной территории. В частности, для упомянутых выше Воробьевых гор это, прежде всего, медленное опускание бровки склона, которое проявляется в появлении поперечных трещин в его верхней части и даже в растрескивании гранитного парапета смотровой площадки напротив Московского университета.

На следующем этапе разработки проекта происходит конкретная привязка отдельных маршрутов к достопримечательным объектам и явлениям, с одной стороны, и целевой категории посетителей, – с другой. При этом выделяются отдельные темы и объекты, одинаково интересные для всех категорий посетителей. В таком случае становится важно, как «подать» такой объект.

К примеру, осмотр упомянутых выше оползней или трещин будет весьма интересен для экскурсантов первой целевой категории – специализированных посетителей, однако он займет не более 5–10 минут у посетителей третьей категории – неспециализированных, после чего им надо предоставить возможность перехода на другой объект. При этом естественно, что чем младше экскурсанты, тем больше в их про граммах должно быть времени на активные мероприятия, в том числе игровые, а для посетителей более старшего возраста процесс осмотра какого-либо объекта или созерцания окрестностей с видовой площадки обычно длится гораздо дольше.

В перспективе возможно создание не только отдельных программ по экскурсионным маршрутам, но также целых обучающих курсов. Такой метод лучше всего подойдет для отдельных групп посетителей из первой целевой категории (например, для студентов или школьников) или второй. Каждый курс должен быть рассчитан на сравнительно короткий период, от 3 до 5 занятий. Количество человек в каждом «классе» – от 8 до 12, что обеспечивает возможность получения не только группового, но и индивидуального опыта. Тематика обучения на курсах может быть самой разнообразной: от простого знакомства с природой вообще или с отдельными представителями животного или растительного мира до выполнения несложных полевых наблюдений. Примеры тем таких наблюдений: рост оврага, внедрение растений-иммигрантов под полог коренного леса; сбор статистической информации (регистрация определенных видов растений или животных, увиденных на маршруте).

Вообще организация полевых научных исследований силами (или с привлечением) экскурсантов является сравнительно новым видом деятельности для российских троп в целом. Такие исследования приносят пользу как организаторам тропы, так посетителям, способствуя их эко логическому образованию.

Известно, что чем активнее человек участвует в процессе обучения, тем лучше он усваивает материал. По данным американских ученых, которые приводятся в книге В. Льюиса и Ф. Тильдена [12], люди удерживают в памяти около 10% того, что они слышат; 30% того, что они читают; 50% того, что они видят, и 90% того, что они делают. Образно та же мысль выражена в одной из китайских пословиц: «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю».

Важной составляющей эколого-экскурсионной программы, особенно для ребят школьного возраста, являются экологические игры. Сейчас появилось уже много методической литературы по проведению таких игр на свежем воздухе, которые дают не только новые знания и навыки, но и отдых, и удовольствие.




Лицензионный софт для турагентств и туроператоров.

2006 Copyright © World-Tours.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Занимательная география туризма. Геозагадки. Сокровища, клады. Достопримечательности. Экзотический туризм, развлечения туристов, экстримальный походный туризм. Тонкости туризма, полезные советы туристу. Бронирование отелей. Товары для туризма и спорта.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт Партнёрская программа для магазинов.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования